Карликовая галактика в Стрельце повлияла на скорость звездообразования Млечного пути

Несмотря на то, что карликовая эллиптическая галактике в Стрельце (SagDEG) является одним из ближайших соседей Млечного пути, астрономы обнаружили ее лишь в 1994 г. Это объясняется тем, что она расположена на противоположной от Солнца стороне нашей галактике, что значительно затрудняет ее наблюдения.

Положение карликовой эллиптической галактике в Стрельце на карте Млечного пути, составленной телескопом Gaia. Источник: ESA

Схема столкновений карликовой эллиптической галактики в Стрельце с Млечным путем. Источник: ESA

Шаровое скопление М54, входящей в состав карликовой эллиптической галактики в Стрельце. Источник: Ata Sarajedini

Проведенные астрономами моделирование орбиты SagDEG показало, что в прошлом она неоднократно сближалась с Млечным путем, проходя через его диск. Вызванные этими визитами взаимодействия должны были оказать заметное влияние на структуру нашей галактики. Так, некоторые ученые считают, что именно SagDEG может быть ответственна за образование спиральных рукавов Млечного Пути.

Однако роль карликовой галактики может не ограничиваться лишь этим. Вполне возможно, что она спровоцировала несколько крупных вспышек звездообразования в Млечном пути, одна из которых породила Солнечную систему. Об этом говорят результаты нового исследования, опубликованного в журнале Nature Astronomy.

Международная команда астрономов занималась изучением истории звездообразования Млечного пути. Для этого они проанализировали данные телескопа Gaia о возрасте десятков миллионов светил в радиусе 6500 световых лет от Солнца. В ходе исследования ученые обнаружили три всплеска звездообразования в Млечном пути за последние 6 млрд лет. Первый произошел 5,7, второй — 1,9, третий  — 1 млрд лет тому назад.

title="Dwarf galaxy collisions make stars form in Milky Way" width=640 height=360 src="https://www.youtube.com/embed/uNnPRrEvfhs?feature=oembed" frameborder=0 allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen>

Самое интересное заключается в том, что время этих всплесков совпадает с расчетным временем сближений SagDEG с Млечным путем. Ученые полагают, что это вряд ли простое совпадение. Скорее всего, вызванные пролетами карликовой галактики гравитационные эффекты привели к уплотнению межзвездного пыли и газа внутри Млечного пути, что вызвало вспышки звездообразования. Вполне возможно, что породившее нашу Солнечную вспышку газопылевое облако образовалось благодаря визиту SagDEG.

По материалам: http://www.esa.int