VLT пронаблюдал рождение планеты

Международная команда астрономов объявила об открытии специфической спиральной структуры с изгибом в плотном газово-пылевом диске, окружающем звезду AB Возничего. По их мнению, эта структура отмечает возможное местонахождение рождающейся экзопланеты.

VLT пронаблюдал рождение планетыГазопылевой диск, окружающий систему AB Возничего. Источник: ESO/Boccaletti et al.

AB Возничего расположена на расстоянии 520 световых лет от Солнца. Это очень молодое светило — его возраст составляет от 1 до 3 млн лет и, по многим признакам, в его недрах еще не запустились реакции термоядерного синтеза на основе водорода. Пока звезда излучает энергию в основном за счет своего гравитационного сжатия. На ее молодость указывает и то, что она окружена плотным газово-пылевым диском.

Несколько лет назад астрономы выполнили наблюдения этого диска при помощи комплекса радиотелескопов ALMA и выявили наличие двух спиральных ветвей в его внутренней части. Подобные структуры указывают на присутствие новорожденных планет, которые «расталкивают» газ, создавая возмущения в форме волны. Ученые образно сравнивают это явление со следом, оставляемым лодкой на поверхности озера.

В 2019 и 2020 г. исследователи провели новые наблюдения AB Возничего. Для этого они использовали приемник SPHERE, смонтированный на Очень большом телескопе Европейской Южной обсерватории (VLT ESO). Это позволило получить наиболее детальные изображения системы. Изучив снимки VLT, астрономы смогли заметить слабое свечение микроскопических пылевых зерен и излучение внутренней части диска, а также подтвердить присутствие спиральных ветвей и выявить новую деталь — «изгиб», указывающий на место возможного рождения планеты. Его расстояние от центральной звезды примерно соответствует тому, которое разделяет Солнце и планету Нептун.

VLT пронаблюдал рождение планеты
Внутренняя часть газопылевого диска вокруг AB Возничего. Источник: ESO/Boccaletti et al.

VLT пронаблюдал рождение планеты
Сравнение двух изображений газопылевого диска вокруг AB Возничего. Круг отмечает положение найденного астрономами «изгиба», указывающего на место формирования планеты. Источник: ESO/Boccaletti et al.

VLT пронаблюдал рождение планеты
Широкоугольное изображение области неба вокруг AB Возничего. Источник: ESO/Digitized Sky Survey 2. Acknowledgement: Davide De Martin

VLT пронаблюдал рождение планеты
Положение AB Возничего на карте звездного неба. Источник: ESO, IAU and Sky & Telescope

По словам ученых, существование подобных структур было предсказано несколькими теоретическими моделями формирования планетоподобных тел. Изгиб отмечает точку соединения двух спиральных ветвей. Одна из них закручивается внутрь орбиты планеты, вторая — раскручивается наружу, а соединяются эти спирали в точке ее образования. Здесь происходит аккреция газа и пыли из диска на формирующуюся планету, обеспечивающая ее дальнейший рост.

Это открытие является одним из наиболее убедительных на данный момент прямых свидетельств рождения планеты. В будущем астрономы намерены продолжить изучение AB Возничего в надежде узнать еще больше о процессах, происходящих в окружающем ее диске. Они возлагают особенно большие надежды на Чрезвычайно Большой Телескоп (ELT ESO), который должен приступить к наблюдениям в 2025 г.

По материалам: https://www.eso.org