Где разумная жизнь может быть наиболее вероятной

Как считает один американский астрофизик, наиболее типичным домом для возможных внеземных цивилизаций могут являться спиральные галактики, подобные нашему Млечному Пути.

Где разумная жизнь может быть наиболее вероятной

Спиральная галактика (символическое изображение). Источник: GoodFon.com

Если внеземные цивилизации действительно существуют, их, скорее всего, можно было бы обнаружить в спиральных галактиках, таких как Млечный Путь. Об этом астрофизик Даниэль П. Уитмир написал в своей статье в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Таким образом, он выражает свое несогласие с исследованием, проведенном в 2015 году, согласно которому вероятность того, что технологически развитые цивилизации существуют в больших эллиптических галактиках, примерно в 10 000 раз выше, чем в любых других вариантах. При этом аргументация состояла в том, что гигантские эллиптические галактики содержат в себе больше звезд.

Уитмир уже вышел на пенсию, но продолжает преподавать математику в Университете Арканзаса. Он пишет, что то исследование не опирается на принцип Коперника, который основан на статистическом принципе заурядности. Согласно этому принципу, следует исходить из того, что случайное событие следует относить к группе более часто происходящих событий, а не к более редким. То есть, если нет доказательств обратного, объект или свойство объекта следует считать более типичными и распространенными.

Переходя к вопросу о колыбели цивилизаций, он объясняет в анонсе к статье: «Почему же мы не живем в большой эллиптической галактике? Я слышу звон тревожных колоколов. Всякий раз, когда вы считаете себя исключением, это не соответствует принципу заурядности. Зато согласно этому принципу, Земля и ее обитатели должны быть типичным образцом для всех других планет с технологически развитыми цивилизациями. Следовательно, это касается также их дома, спиральных галактик, а не гигантских эллиптических галактик».

Уитмир также обосновывает этот вывод физическими соображениями: «Да, в эллиптических галактиках больше планет, но при этом они, вероятно, гораздо менее обитаемы. Виной тому такие экстремальные явления, как сверхновые, которые намного чаще встречаются именно в эллиптических галактиках, а также чрезмерно активные ядра этих галактик. В каждой из таких галактик таится гигантская черная дыра, которая снова и снова выпускает огромное количество стерилизующей радиации. Эти сверхмощные бомбардировки могут повреждать атмосферы планет и, таким образом, принуждать жизнь каждый раз снова начинать все сначала», — пишет Уитмир. — «А такое положение дел сделало бы высокоразвитые организмы, способные к разумной жизни, крайне маловероятными»